Бесплатная,  библиотека и галерея непознанного.Пирамида

Бесплатная, библиотека и галерея непознанного!
Добавить в избранное

ПОДНОШЕНИЯ


Во всех тибетских духовных традициях регулярно совершают подношения духам. Подношение мандалы, одна из основных практик Бона, как и четырех школ тибетского буддизма, --- это подношение первой и второй группе гостей. Практика чод --- это подношение всем четырем видам гостей и особенно кармическим гостям. Посвящение заслуг, которым завершается каждая практика, --- это подношение всем, и особенно трем последним видам гостей, которые все еще пребывают в сансаре. Мы подносим пищу, которую едим, и напитки, которые пьем. Мы подносим тем, кто выше нас, все, что есть прекрасного. Мы подносим остатки всем, кому это может принести пользу. Подносить можно все; единственное ограничение --- это ограничение, налагаемое нами. В колесницах причины описывается множество практик подношения.
Некоторые ритуалы подношений очень сложны и требуют многодневной подготовки. В число подношений может входить всевозможная еда, торма (фигурки из поджаренной и окрашенной ячменной муки), спиртные напитки, специально для этого приготовленные тексты, драгоценные и полудрагоценные камни, длинные молитвы, повторения мантр и многое другое. Кроме того, подношением могут служить остатки от обеда, а также то, что мы только воображаем. Хотя чаще всего мы совершаем воображаемые подношения, полезно делать и вещественные подношения. Это помогает сосредоточиться на этом ритуале и делает его более содержательным.
С помощью некоторых практик, таких как возвращение души, мы восстанавливаем утраченное или исцеляем то, что было повреждено, и подношение составляет часть этих практик. Но подношения нужно регулярно делать и тогда, когда все хорошо. Можно совершать подношения для сохранения согласия с нематериальными существами: дабы они не стали чинить нам препятствий и устранили препятствия, которые уже есть, или чтобы быть полезным духам, чтобы попросить у них поддержки в мирских и духовных делах, выразить свою благодарность охранителям, защитникам и тантрийским божествам, а также чтобы развивать щедрость в самих себе.
Не углубляясь в подробности этих практик, я все же приведу сведения о том, как мы совершаем наши основные подношения.
Одно из подношений называется чангбу --- «торма с отпечатком пальцев». Его можно делать для себя или для другого человека. Торма делается из ячменной муки и воды, хотя можно использовать и другой вид муки. Приготавливают такое тесто, чтобы оно не было слишком влажным и не прилипало, но держало форму. Его скатывают в плотный колобок и сжимают в руке, чтобы получилась колбаска. Руку предварительно смазывают маслом, чтобы тесто не прилипало. Мужчины делают это правой рукой, а женщины --- левой. Тесто сохраняет отпечаток ладони со складками, буграми и линиями, а также ряд прилегающих друг к другу отпечатков пальцев. Мы соотносим отпечатки пяти пальцев с пятью элементами, а линии, оставленные на тесте сгибами пальцев, соотносим с подношениями [пяти объектов органов] чувств.
Когда тесто примет нужную форму, им касаются больных мест. Такое прикосновение к телу привлекает внимание к конкретному месту, а за вниманием следует прана, поскольку ум и прана всегда движутся вместе. Благодаря вниманию к одной из частей тела там усиливается чувствительность. Мы можем ощутить это, прикоснувшись к телу в любом месте и направив туда внимание. Делая это с помощью чангбу, мы используем свое воображение, чтобы вытянуть болезнь, травму или вредоносную силу, перенеся их в тесто. После этого мы должны почувствовать облегчение в этой области тела. Затем можно приложить торма к другому месту, где требуется лечение. Когда мы закончим, у нас будет вещественный символ наших болезней, связанный с нами энергетически; его мы подносим третьим и четвертым гостям --- существам, которые могли быть причиной и опорой болезни. Цель этого ритуала --- не только освободить тело от воздействия духов, но и что-то этим духам дать, что мы и делаем посредством подношения. Отдаваемое нами обладает некоторыми энергетическими свойствами болезни, но теперь оно принимает более чистую форму и будет служить духам пищей и источником удовлетворения. Приняв подношение, духи оставляют в покое человека, который от них пострадал.
По окончании ритуала подношение выносят наружу и бросают в сторону, противоположную знаку года рождения данного человека, то есть в том направлении, откуда, как считается, скорее всего могли прийти вредоносные силы. (Если вы не знаете своего знака, найдите его в таблице, прилагаемой в конце книги.) По традиции, после подобного ритуала мы ждем сновидения, которое ознаменует успех, например, о том, как из нашего тела выходят насекомые, другие животные или иные существа, жидкости либо еще что-то дурное.
Можно сделать треугольное торма, чтобы поднести его охранителям и защитникам. Треугольник символизирует огонь; это торма окрашивают в красный цвет и подносят гневным существам, таким как Дордже Пурба или Йеше Валмо. Круглые торма делают белыми или желтыми и подносят их мирным божествам, таким как Шенла Одкар, Чамма, или Тара. С точки зрения энергии, мы подносим разные качества, чтобы привести в действие разные качества разных существ.
Для ритуалов «выкупа», описанных в текстах, делают более сложные подношения. Выкуп дают тогда, когда человек явно одержим духом или когда болезнь зашла слишком далеко. Выкуп нужно понимать в буквальном смысле: когда кого-то схватили, и в обмен на его свободу нужно дать выкуп. Но просто откупиться деньгами, как в случае обычного похищения, мы не можем. Вместо этого мы отдаем нематериальным существам то, что им нужно, --- подношения, которыми они могут питаться.
Выкупом служит символическое изображение человека, которое делается из муки, как и торма, о котором говорилось выше. Вокруг фигурки раскладывают всевозможные подношения: хлеб, сыр, сахар, соль, еду с разнообразным вкусом, немного денег как символ богатства и какие-нибудь предметы одежды, принадлежащие больному. Кроме того, больной может написать на бумаге, что он хочет отдать и от чего хочет избавиться, --- это тоже подношение. Изображение может быть и маленьким и большим. Когда Шардза Ринпоче, один из самых знаменитых в последние столетия учителей Бона, был тяжело болен, его ученики сделали из теста его скульптурное изображение в натуральную величину и поднесли его духам. Однако не размеры подношения, а сила практики придает этим символам действенность.
Когда-то моя мать очень долго болела. Мы показывали ее многим врачам, но лучше ей не становилось. Единственное, что оказалось полезным, --- это большой выкуп, который мы предложили за нее. Мы сделали ее большое изображение, одели в ее одежду и поднесли духам в качестве выкупа. Мы снабдили его едой, будто мама собралась в долгий путь. Потом мы отдали это подношение духам, которые держали в плену ее здоровье. Даже имя матери было отдано вместе с изображением. До отдачи выкупа ее звали Долма, а после она стала другим человеком с именем Йеше Лхамо. Раньше мама отождествляла себя с тем человеком, который был болен, а благодаря выкупу стала исцелившимся человеком. Когда мы отождествляем себя со своим страданием и болезнью, нам трудно вылечиться, потому что исцеление подразумевает отказ от своей личности. Если мы способны поменять свою личность, то болезнь и страдания останутся позади. Дух тоже связан с конкретной личностью, и если мы бросим эту личность, то и дух останется вместе с ней. *
* Следует отметить, что под личностью здесь, как и обычно в буддийско-бонском контексте, понимается некое якобы независимо существующее согласно нашим ошибочным представлениям «я» --- наше «эго», с которым мы склонны слепо отождествляться. Отказ от такой ложной личности отнюдь не приводит к обезличиванию и стиранию индивидуальности, так как подлинная личность как совокупность качеств, напротив, развивается и совершенствуется. --- Прим. ред.
Делать подношения можно очень простым способом. Когда лопон Тендзин Намдаг Ринпоче впервые побывал в Соединенных Штатах, я привел его в большой продовольственный магазин. Он был поражен количеством находящейся там пищи и сказал, что это хорошее место для практики подношения --- ведь можно, двигаясь по проходам, подносить еду четырем гостям! Нам даже не нужно ничего покупать. Во всех видах подношений, чтобы подносимое стало реальным, нам нужно использовать свои ум и энергию. Истинное подношение происходит на уровне воображения. Материальное подношение --- это ритуал, призванный поддержать истинное, энергетическое поношение.
Есть множество духов, которые хотели бы принять участие в пиршестве и получить какие-нибудь подношения, но они слишком слабы или пугливы, чтобы явиться без приглашения. Когда же мы их приглашаем, они могут принять участие.
Прежде чем начать есть, предложите эту еду первым и вторым гостям. А после еды просто оставьте то, что не было съедено, третьим и четвертым гостям. С наших тарелок ничего не исчезнет, но на энергетическом уровне что-то будет отдано и что-то получено. Зажигая огонь, мы можем поднести дым и с помощью воображения превратить его во все, что, по нашему мнению, может понадобиться духам.
Можно сжечь немного специально приготовленной еды, чтобы доставить подношение духам и умершим. Когда умирает кто-то из наших близких, мы делаем подношение дыма в течение сорока девяти дней, то есть того срока, в течение которого происходит, как верят тибетцы, переход через промежуточное состояние к новому рождению.
Делайте подношения всем гостям. Не забывайте кармических гостей, существ, с которыми у вас есть связь, которым вы, возможно, что-то должны. Пригласите их --- так или иначе они присутствуют в вашей жизни. От всего сердца попросите их прийти и получить то, что вы им подносите. Если после этого вы побудете в спокойном и уравновешенном состоянии, то сможете увидеть образы, связанные с этими гостями. Иногда такие образы являются в снах. Может возникнуть если не образ, то чувство. Так или иначе, что или кто проявляется? Некоторые персонажи сновидений что-то вам дают, но не они являются предметом нашего внимания, а те, кто хочет что-то от вас получить, кто просит или требует. И вы даете им желаемое. Сожгите немного еды; когда идет дым, представляйте, что он превращается во все, что могут пожелать духи.
Этого достаточно. Если делать подношения, это развивает щедрость, чувствительность и сострадание.
Когда вы переезжаете на новое место, обратите внимание на сновидения и ощущения. У вас появились новые соседи, причем не только во плоти, но и духи. С теми и другими полезно поддерживать добрые взаимоотношения. Сделайте подношения духам этого места. Если вы собираетесь что-то построить или как-то обустроить свой участок земли, попросите разрешения и сделайте подношения. Возможно, вам нужно попросить духов покинуть место строительства. Проявите мягкость, но, если духи не хотят уходить, может быть, придется показать им свой гнев.
Будет лучше, если назначить выполнение большого ритуала, такого как выкуп, на вечер накануне новолуния. Люди бывают более уязвимы вечером, когда энергия спадает, и именно тогда имеет смысл работать с вредоносными силами.
Нужно делать подношения по особым случаям, например, когда кто-то болен или умирает. Кроме того, подношения можно делать регулярно: например, раз в месяц, если желаете. Подношения еды, напитков и мандалы можно совершать ежедневно. Уединяясь в горах для выполнения практик, йогины обычно стремятся заручиться поддержкой местных духов, и тогда они выполняют подношения сжиганием еды ежедневно.
На Западе, где люди приписывают свои проблемы скорее психологическим или биологическими явлениям, нежели духам, все равно можно делать подношения. Тот, кто ко всем проблемам применяет психологический подход, будет точно так же рассматривать и подношение, но, тем не менее, оно принесет пользу.
Закончив такой ритуал, вынесите подношение наружу. Если это еда, пусть ее съедят дикие зверьки и насекомые. Как я уже писал, подношение заключается не в том, чтобы нематериальные существа потребили материальные вещи, а в том, чтобы с помощью материальных вещей придать силу внутренним практикам. Действенность или недейственность практики зависит от применения в ней воображения и ощущения.
Совершение подношения --- это поступок, идущий от сердца, прекрасное выражение щедрости. Если вы постоянно порождаете в своей жизни это переживание, оно принесет благие плоды.


ПОТЕРЯ ДУШИ И ВОЗВРАЩЕНИЕ ЭНЕРГИЙ ЭЛЕМЕНТОВ


В тибетской традиции, как и во многих шаманских традициях, есть понятие «потеря души». Хотя имеется в виду нарушение равновесия элементов, это больше, чем простая неуравновешенность, которой страдают в обычной жизни. Разница в степени расстройства. Потеря души --- это глубокая потеря качеств элементов и состояние крайней неуравновешенности, обычно, хотя и не всегда, являющееся следствием губительного влияния внешней обстановки или каких-то существ.
У нас говорят, что душу могут украсть враждебные существа, принадлежащие к восьми классам. Это означает, что недоброжелательные существа и пагубные внешние силы могут лишить нас возможности удерживать полезные человеческие качества. Если эти качества утрачены, их можно вернуть с помощью практики возвращения души. Я перевожу как «возвращение души» выражение лалу (bla bslu). Это сложный ритуал, и если кто-то всерьез собирается его изучить, необходимо найти знающего учителя и в течение некоторого времени получать наставления. То, чему я учу здесь, связано с возвращением души, но это другая практика --- «возвращение элементов» ('byung ba'i bcud 'dus).
В Сутре, Тантре и шаманизме есть практики, благодаря которым можно вновь обрести полезные качества. Их суть не только в том, чтобы получить приятные переживания, а в том, чтобы установить связь с более глубокими аспектами самого себя. Хотя в конечном счете нам нужно выйти за пределы двойственного разделения на положительное и отрицательное, пока мы на самом деле этого не достигли, положительные качества приближают нас к восприятию основы бытия, а отрицательные --- сбивают с толку и заводят глубже в отвлечение.
Когда качества элементов утрачены, наступает сужение восприятия, потеря красочности и звучности ощущений. Это похоже на состояние человека, который пал духом. Один из супругов, испытав потрясение от потери другого или тяжело переживая его измену и уход, каменеет сердцем. Эта тема знакома по романам и кинофильмам: человек не может полюбить вновь из страха снова испытать душевную боль. Такой же внутренний удар наносится человеку, когда он теряет ребенка, подвергается изнасилованию, жестокому обращению или становится свидетелем жестокого обращения с другими, участвует в войне, попадает в автомобильную катастрофу или лишается дома --- когда на него обрушиваются беды и несчастья, присущие нашему человеческому измерению. Душевное потрясение наполняет сердце человека страхом, ощущением краха и другими сильными эмоциями, вследствие чего он утрачивает положительные качества, жизненную силу и жизнеспособность, радость и способность сопереживать. Кроме того, результатом может быть физическая слабость и снижение функций органов чувств.
Потеря может произойти внезапно --- как в случае разрушительной катастрофы --- или с течением времени, если человека окружает травмирующая или бесчеловечная обстановка. С точки зрения шаманизма, оба этих случая всегда связаны с вредоносными духами. На Западе принято считать, что при ослаблении нашего физического или психического состояния мы больше подвержены бактериальным и вирусным инфекциям; однако вдобавок мы становимся подвержены и влиянию нематериальных существ. Независимо от того, нанесли нам удар нематериальные вредоносные силы или внешние события, такие как несчастный случай или болезнь, --- ущерб бывает одинаков: утрата способностей, энергии элементов. Другими словами, потеря души.
Например, после перенесенной катастрофы человек может испытывать апатию, отсутствие воодушевления и созидательных склонностей, то есть потерю сил. Бывает, что такое состояние проходит само, но, если этого не случается, если утрачена энергия огня, оно может стать хроническим. Это может проявляться в работе и взаимоотношениях или как телесная болезнь, или как психическое расстройство --- снижение познавательной активности. Несчастный случай --- это лишь видимая причина потери сил, но на самом деле потеря может быть и непосредственным следствием травмы и результатом ослабления человека и его уязвимости для враждебных внешних существ. Так или иначе, упадок кроется в душе.
Возможно, если вы направите внимание, например, на область своей сердечной чакры, вы ничего не почувствуете. Но попробуйте задержать его там. Вы можете почувствовать необычные ощущения. Возможно, это будет боль. Если вас постиг удар, который затронул вашу душу, одна из чакр может быть закрытой. Вам может понадобиться немало времени, чтобы это ощутить. Такое закрытие может быть неопасным --- просто проявлением инстинкта самозащиты --- или же более тяжелым и проявляющимся как хроническая утрата функции.
Потеря души может проявляться как депрессия. А если утрачен элемент земля, --- как возбужденность. Если утрачен огонь, --- как вялость. И так далее. Обычно симптомами потери души считаются бледность, землистый цвет лица, недостаток энергичности, неспособность сосредоточиться и вдобавок, возможно, неспособность хорошо ходить. Во всех действиях: физических, эмоциональных, словесных и психических --- человеку недостает сосредоточенности. Он постоянно чувствует слабость. При этом он может продолжать вести прежнюю жизнь, вовремя приходить на работу, все делать как раньше, ясно мыслить. Это состояние может продолжаться до тех пор, пока потеря не проявится в организме как явная болезнь.
В традиционной тибетской культуре, когда человек начинал впадать в такое состояние, он обращался к гадателям, считая гадание важным средством, чтобы выявить источник нарушения энергии и выяснить, что можно сделать для избавления от этих расстройств. Иногда гадание определяет, что необходимо прибегнуть к возвращению души. В иных случаях и без гадания люди могут чувствовать, что без возврата души не обойтись. Тогда они просят ламу или йогина выполнить для них этот ритуал или, если умеют, выполняют ритуал сами.


СТРЕЛА, БИРЮЗА И ОЛЕНЬ ДУШИ


Во время возвращения души используют определенные ритуальные предметы. Хотя я описываю их здесь, это не значит, что я даю указания к их использованию. В практике, о которой пойдет речь, они не требуются. Я перечисляю их, чтобы дать более полное представление о ритуале возвращения души.
Обычно используют ритуальную стрелу дадар. Она делается из бамбука с тремя узлами, которые символизируют ла, йид и сем. Стрела нужна, чтобы установить связь с энергиями элементов. Сначала шаман взывает к четырем гостям и просит их помочь. Стела действует как провод, подключающий к источнику энергии, в данном случае, к четырем гостям и окружающей природе. Во время этого возвращения души, когда богини носятся в пространстве, чтобы собрать сущность элементов, практик, держа стрелу острием вниз, верхним концом стрелы медленно, против часовой стрелки, описывает круги. При движении стрелы от практика в ней собираются энергии элементов. При обратном движении эти энергии передаются практику. Энергии долгой жизни, возвращаемые с помощью привязанных к верхушке стрелы пятицвет-ных лент (белой, зеленой, красной, синей и желтой --- представляющих пять элементов), символически собираются в самой стреле.
Стрела --- не единственное символическое хранилище целительных энергий. Большинство бонцев носят на шее ожерелья из бирюзы. Бирюза --- камень души, лагью, символическое хранилище души. Во время ритуала бирюзу больного (если он сам не практик) кладут перед практиком, и направляют в нее энергии, собранные с помощью стрелы.
Третье символическое вместилище энергии --- это олень души, шава. Из теста делают фигурку оленя. В его сердце помещают клочок бумаги или ткани, на котором написан слог «НИ» --- символ семени души человека. В этот слог в сердце оленя направляют энергии жизненной силы. В конце ритуала оленя отдают исцеляемому, который хранит эту фигурку на личном алтаре.
Полезно получить непосредственные указания по приготовлению и использованию этих ритуальных предметов. Они служат опорой практики, но не являются необходимыми. Истинная опора практики --- это внимательность, ум и воображение, а также чувство, порожденное силой намерения практика.


ПРАКТИКА ВОЗВРАЩЕНИЯ ЭНЕРГИЙ ЭЛЕМЕНТОВ


В этом разделе содержатся указания относительно практики возвращения сущностей элементов. Как я уже сказал, возвращение души --- сложный и глубокий ритуал, обучиться которому можно только непосредственно у учителя. Приведенная здесь практика --- возвращение энергии элементов. В отличие от практики возвращения души, эту практику выполняют не для других, а для самого себя, хотя, разумеется, ее можно посвятить благу кого-то другого.
Исходя из собственного опыта, я внес в практику небольшие изменения. Например, в ней другой, чем в тексте, порядок элементов. Кроме того, в тексте предполагается, что при работе с элементом огонь колени практика подняты, лодыжки скрещены, а руками он охватывает колени. Так делают, чтобы получить больше тепла, но здесь этого не требуется. Текст начинается со слогов-источников в сердце, с которых начинается преображение. Согласно же моим наставлениям, слоги приближаются к практику из дальних областей бесконечного пространства. Возможно, первый способ больше подходит людям, у которых преобладает земля и вода и которым полезен выход их энергии наружу, а второй способ больше подходит тем, у кого преобладает огонь и воздух и кому полезно движение энергии внутрь. Ничто не мешает вам попробовать оба способа и выяснить, какой для вас лучше.
В приложении я даю текст оригинала, чтобы те, кто читает по-тибетски, смогли воспользоваться первоисточником.
Чтобы текстом было легче пользоваться во время выполнения практики, полужирным шрифтом даны названия этапов практики, после которых идет объяснение. Прочитайте всю практику несколько раз, пока не усвоите ее целиком. Затем, когда вы начнете выполнять практику по-настоящему, вам будет достаточно ориентироваться на названия этапов практики. После того как вы некоторое время поработаете с этой практикой, вам потребуется только ее обзор, с которого начинается следующий ниже раздел.
ОБЗОР ПРАКТИКИ
Предварительные практики:
Девять очистительных дыханий. Гуру-йога.
Пригласите четыре вида гостей и установите с ними связь.
Главная практика:
Произнесите мантру-источник три, пять или семь раз; преобразитесь в одну из богинь элементов. Повторяйте мантру богини. Читайте мантру всех элементов.
Призовите богиню элемента в соответствующий орган своего тела. Повторяйте три мантры.
Богини движутся, чтобы собрать и возвратить утраченные качества элементов.
Энергии элементов наполняют орган.
Повторяйте мантру-источник. Богиня, пребывающая в органе, наполняет центральный канал сущностью элементов.
Повторяя мантру богини, вбираете в себя качества и энергии, наполняя ими свой самый глубокий уровень,
глубочайшие уровни переживания. Затем повторяйте мантру всех элементов.
Пребывайте в чистом присутствии.
Практику повторяют для каждого из пяти элементов.
Повторяйте мантру долгой жизни.
Заслуги от практики посвящают благу всех существ.


ДЕВЯТЬ ОЧИСТИТЕЛЬНЫХ ДЫХАНИЙ
Выполните предварительную практику девяти очистительных дыханий. Указания относительно нее были даны выше. (См. сс. 83-85).
ГУРУ-ЙОГА
Выполните гуру-йогу.
Гуру-йога --- главная практика во всех тибетских традициях. Если вы еще не получали передачи конкретной практики, можете представлять всех просветленных существ и учителей, с которыми у вас есть связь, и молиться им. Расслабьтесь телом и откройтесь сердцем. Породите чувство преданности и благодарности. Обратитесь с искренней мольбой о помощи и поддержке на духовном пути и особенно в практике, которую собираетесь выполнить.
Центральным образом в представляемой картине может быть Будда или ваш учитель. Если вы получили надлежащее посвящение или передачу, можете использовать мужского или женского йидама. Представьте, что из сердца учителя исходит огонь великой мудрости и сжигает ваши неблагие кармические следы и препятствия. Затем представьте струящийся из сердца учителя стремительный поток чистой воды, который смывает все неблагие остатки и делает вас полностью очищенными --- чистым сосудом, годным для священных учений.
Теперь получите от учителя посвящение. Из чакры во лбу учителя исходит луч чистого белого света, который входит в соответствующую чакру в вашем межбровье.
Благодаря этому вы получаете посвящение и благословение тела. Почувствуйте, как расслабленно все ваше тело. Затем из горловой чакры учителя исходит луч чистого красного света, который входит в вашу горловую чакру. Благодаря этому вы получаете посвящение и благословение энергии. Почувствуйте еще более глубокое расслабление. После этого из сердца учителя исходит луч чистого синего света и входит в ваше сердце. Почувствуйте расслабление в самом тонком собственном измерении. Затем представьте, что учитель и окружающие его просветленные существа превращаются в свет, который входит в ваше тело через теменную чакру, а затем опускается в ваше сердце и остается там. Пусть все усилия, представляемые образы и мысли растворятся, и вы останетесь пребывать в ясном присутствии. Если вы получали введение в природу ума, пребывайте в ней в течение практики. Если нет, то сохраняйте присутствие и ригпа, насколько это возможно.
ЧЕТЫРЕ ВИДА ГОСТЕЙ
Пригласите четыре вида гостей и установите с ними связь.
Пригласите четыре вида гостей и представьте их в пространстве над собой и вокруг вас со всех сторон. Установите с ними связь. Не ограничивайте себя ничем, будьте открытыми. Ощутите эмоциональную и энергетическую связь. Пусть она вас изменит, смягчит и оживит. Обнаружьте в себе больше легкости. Пусть все дурное уйдет. Такая духовная практика не пассивна: вы должны активно в ней участвовать. Если у вас есть сильная устремленность и вы открыты, высшие силы и существа отзовутся на это; но, если вы все делаете механически, пользы не будет.
Пригласите первых гостей
Среди первых гостей будды и просветленные охранители, бодхисаттвы и учителя линии передачи, с которой вы связаны, божества, перед которыми у вас есть тантрийские обязательства. К первой группе гостей принадлежат и
просветленные богини элементов. Представьте их и почувствуйте их присутствие. Это прекрасные полностью просветленные богини. Богиня пространства белая, богиня воздуха зеленая, богиня огня красная, богиня воды синяя, богиня земли желтая. Молитесь этим богиням, просите помощи в устранении внутренних и внешних препятствий, в возврате утраченных и расстроенных качеств души, в преодолении даже самых глубинный духовных препятствий. Просите благословений, силы, поддержки и наставлений. Ясно понимайте, чего просите. Они --- просветленные и, хотя сами безмятежны, откликаются на наши желания и нужды и обязательно помогают. Попросите их исцелить вас и всех существ, которые в этом нуждаются.
Если вы не верите в духов, просто попробуйте соединиться с высшими силами. Дело не в том, верите вы или нет. У всех нас есть ощущение присутствия высших сил. Здесь мы даем им имя и стараемся понимать их так, как их понимали и ощущали в древних тибетских традициях. Если вы на этом сосредоточитесь и установите связь с этими силами, как бы вы их ни называли, то извлечете из этой связи полезные качества.
Пригласите вторых гостей
Установите связь со вторыми гостями. Все они --- могущественные охранители и защитники учений, боги и богини, а также существа, являющиеся звездами и планетами. Попросите их послать исцеляющие силы, чтобы исцелить себя и других. Попросите их устранить препятствия и умиротворить помехи. Попросите, чтобы они благословили вас своими благими качествами.
Пригласите третьих гостей
Установите связь с третьими гостями: восемью классами существ и кармическими гостями. Сюда же входят духи, связанные с местами --- с горами, с водой, с деревьями и полями. Все это силы, которые вы можете ощутить в разных местах, и они могут быть благожелательными или враждебными. Попросите их поддержать вас и не достав-
лять неприятностей. Попросите, чтобы они проводили вас в то время и то место, где ваши энергии и качества были утрачены, украдены или повреждены. Обратитесь к духам, которые забрали у вас энергии, и попросите, чтобы они вернули взятое. Обещайте им молиться об их благополучии.
Пригласите четвертых гостей
Установите связь с четвертой группой гостей, гостями сострадания. Среди них есть существа, которые слабее вас, и существа, страдающие, как и вы, от трудностей повседневной жизни, в каком бы мире они ни обитали. Мысленно поднесите им все, в чем они нуждаются, чтобы быть здоровыми и счастливыми. Развивайте щедрость таким действием. Попросите их помочь в исцелении души и жизненной силы и вернуть энергию, которую они забрали.

Скачать книгу: Исцеление формой, энергией и светом [1.19 МБ]