Бесплатная,  библиотека и галерея непознанного.Пирамида

Бесплатная, библиотека и галерея непознанного!
Добавить в избранное

в большое беспокойство после неожиданного пробуждения на острове Матуку.
Если бы ему не удалось побудить душу быстро пересечь море и вернуться в
покинутое обиталище, ему грозила смерть. Туземец, вероятно, умер бы от страха,
если бы его не успокоил оказавшийся под рукой миссионер.
Еще более опасно, по мнению примитивного человека, передвигать спящего или
изменять его внешний облик: в таком случае по возвращении душа не сможет
узнать тело, и человек умрет. У минангкабау строго запрещается пачкать лицо
спящего черной краской или грязью; в противном случае отсутствующая душа
может не пожелать выйти в изменившееся до неузнаваемости тело. Малайцы-
патани воображают, что, если разрисовать лицо человека во время сна, отошедшая
душа его не узнает и сон будет продолжаться до тех пор, пока с лица не смоют
краску. В Бомбее изменить вид спящего, например раскрасить лицо в причудливые
цвета или пририсовать усы женщине, считается равносильным убийству.
Но душа покидает тело не только во сне. Она может покинуть его и во время
бодрствования, и тогда последует болезнь, безумие или смерть. Один
австралийский абориген племени вурунджерри лежал при последнем издыхании
из-за того, что его дух отделился от него. Знахарь пустился на поиски и поймал
душу как раз в тот момент, когда она готовилась погрузиться в пурпур заката,
место, где души входят в подземное царство и выходят из него. Знахарь возвратил
пойманную душу, прикрыв ее полостью из меха опоссума, лег на умирающего и
вложил в него душу; по прошествии некоторого времени тот ожил. Живущие в
Бирме карены пребывают в постоянной тревоге за свои души; ведь если они
выйдут из тел на волю, владельцы душ умрут. Когда у кого-то есть основания
опасаться, что душа его готова совершить этот роковой шаг, для ее удержания или
возвращения совершается обряд, в котором принимает участие вся семья.
Приготовляется блюдо из мяса петуха и курицы, особого сорта риса и связки
бананов. После этого глава семьи берет в руки сосуд, в котором толкут рис, и,
трижды стукнув им по верху домашней лестницы, говорит: «Пррроо! Вернись,
душа, не задерживайся там снаружи! На дожде ты вымокнешь. На солнце тебе
будет жарко. Комары и пиявки будут кусать тебя, тигры — пожирать тебя, гром —
сокрушать тебя. Пррроо! Вернись, душа! Тебе будет хорошо с нами. Ты ни в чем не
будешь знать нужды. Приди и поешь под кровом, защищенная от ветра и бури».
После этих слов семья приступает к принятию пищи. Обряд кончается тем, что все
обматывают запястье правой руки веревкой, которую заговорил колдун. Лоло в
юго-западной части Китая
--------------------------
Лоло — устаревшее название народа ицзу (носу, и).
также верят, что душа при хронической болезни покидает тело. В этом случае они
устраивают нечто оде сложного молебствия; при этом душу называют по имени и
заклинают вернуться с холмов, долин, рек, лесов, *олей и вообще отовсюду, где
она может скитаться. Для того чтобы освежить уставшую от странствий душу, у
двери выставляют чаши с водой, вином и рисом. По окончании обряда лоло
обвязывают вокруг груди больного красную бечевку, чтобы привязать душу, и
носят ее до тех пор, пока она не сгниет и не отпадет.
У некоторых конголезских племен бытует поверье, что, когда человек заболевает,
его душа покидает тело и блуждает на просторе. Для поимки бродячего духа и его
возвращения больному прибегают к услугам знахаря. Обычно знахарь объявляет,
что успешно загнал душу на ветку дерева. После этого все жители собираются и в
сопровождении знахаря отправляются к дереву, где сильнейшим мужчинам
поручают сломать ветку, на которой, как предполагается, поселился дух больного.
Они вносят ветку обратно в селение, показывая жестами, что ноша очень тяжела.
Когда ветку приносят в хижину больного, он встает с ней рядом, и знахарь
произносит заклинания, с помощью которых душа возвращается ее владельцу.
Батаки Суматры считают отлучение души из тела причиной иссыхания, болезни,
великого ужаса и смерти. Сначала они пытаются заманить беглянку назад
разбрасыванием рисовых зерен, как будто душа — курица. Затем обычно
повторяют следующие фразы: «Вернись, дуща, где бы ты ни замешкалась: в горах,
в лесу, или в долине. Смотри, я призываю тебя силой toetnba bras, яйцом курицы —
раджи moelija, одиннадцатью целебными листьями. Не задерживайте ее, пусть идет
она прямо сюда, не задерживайте ее ни в лесу, ни на горе, ни в долине. Чтобы этого
не было! О, иди прямо домой,!» Когда однажды известный путешественник
покидал селение кайанов, матери из боязни, как бы за ним не последовали души их
детей, принесли ему доски, на которых они носили своих младенцев, и просили его
помолиться о том, чтобы души детей возвратились на свои обычные доски, а не
пошли за ним в далекую страну. К каждой д^оске была прикреплена веревка в виде
петли, чтобы зацеплять бродячие души; каждый ребенок должен был рродеть в
петлю большой палец, чтобы появилась уверенность, что крршечная душа не
проскочит наружу.
В одной индийской сказке душа раджи входит в труп брах-лана, а душа горбуна-
брахмана — в покинутое тело раджи. Горбун становится раджей, а раджа —
брахманом. Но горбуна Удалось уговорить продемонстрировать свое искусство,
переселившись в тело мертвого попуга,я, а раджа воспользовался этим для того,
чтобы снова овладеть своим телом. Аналогичная «лакская легенда отличается лишь
деталями. Правитель по неосмотрительности перенес свою душу в обезьяну, после
чего визирь хитростью поместил свою душу в царственное тело и овладел женой
правителя и царством, в то время как настоящий правитель томился при дворе в
обличье обезьяны. Но однажды лжеправитель, бывший завзятым игроком,
присутствовал на бое баранов, и случилось так, что баран, на которого он поставил
деньги, пал мертвым. Все усилия оживить его оканчивались неудачей до тех пор,
пока лжеправитель, влекомый инстинктом истинного спортсмена, не перенес свою
душу в тело павшего барана и не возобновил схватку. Настоящий правитель в
обличье обезьяны воспользовался случаем и, сохраняя присутствие духа, стрелой
влетел в собственное* тело, которое опрометчиво освободил визирь. Так он снова
стал самим собой, а самозванец в образе барана получил по заслугам. Греки также
рассказывали, как душа некоего Гермотима из Клазомен нередко покидала пределы
тела и блуждала вдалеке, а потом делилась с друзьями воспоминаниями об
увиденном во время своих странствий. Но когда однажды душа путешествовала,
враги Гермотима схватили покинутое тело и предали его огню.
Душа не всегда отлетает добровольно. С помощью привидений, демонов или
колдунов душу можно извлечь из тела и против ее воли. Поэтому, когда
похоронная процессия проходит мимо дома, карены привязывают детей к
определенной части дома специальной веревкой; иначе души детей выйдут из
своих тел и войдут в труп. Детей держат на привязи до тех пор, пока процессия не
исчезнет из виду. Когда тело опущено в могилу, но еще не засыпано землей,
каждый из стоящих рядом с могилой плакальщиков и друзей держит в одной руке
расщепленный во всю длину ствол бамбука, а в другой — небольшую палку.
Бамбуковые стволы опускают в могилу и, проводя палкой по желобам, указывают
душе путь, которым та легко может выбраться. После того как могилу засыпают,
бамбуковые трости вытаскивают, чтобы оказавшиеся в них души не были по
оплошности засыпаны землей; уходя, люди уносят с собой бамбуковые трости,