Бесплатная,  библиотека и галерея непознанного.Пирамида

Бесплатная, библиотека и галерея непознанного!
Добавить в избранное

предстоящих набегах добыть новые головы. Одним из инструментов, которыми
пользуется знахарь племени гайда, является полая кость, в которую он
закупоривает отлетающие души, с тем чтобы потом возвратить их владельцам.
Когда в присутствии индуса кто-нибудь зевает, тот щелкает пальцами, чтобы
помешать душе выйти через открытый рот. Жители Маркизских островов
зажимают рот и нос умирающего, чтобы сохранить его в живых и не дать
ускользнуть его душе; сообщают, что так же поступают жители Новой Каледонии.
С той же целью багобо на Филиппинских островах надевают на кисти и лодыжки
больных латунные кольца. Индейцы-итонама из Южной Америки запечатывают
глаза, рот и нос умирающего, чтобы его душа не вышла наружу и не увлекла за
собой другие души. По той же причине островитяне Ниаса, которым внушают
страх души недавно умерших людей — они отождествляют душу с дыханием,—
стремятся заточить дух в его земной оболочке; для этого они, например, затыкают
нос и связывают челюсти трупа. Прежде чем оставить труп, австралийские
аборигены племени вакельбура закладывали ему в уши горячие уголья, чтобы
удержать дух в теле до тех пор, пока живые не удалятся на достаточное расстояние
и их нельзя будет настичь. Чтобы душа женщины не выскользнула во время родов,
сиделка на юге острова Целебес возможно туже завязывает вокруг тела роженицы
повязку. Тот же обычай соблюдают минангкабау на острове Суматра: моток ниток
или веревку обматывают вокруг талии роженицы, так что душа, которая во время
родов стремится выскочить, находит выход закрытым. Альфуры на Целебесе перед
началом родов, чтобы душа младенца при рождении не выскользнула и не
потерялась, стараются затк-нУть все отверстия в доме, даже замочную скважину,
тре-Щины и щели в стенах. В то же время затыкают рты всем животным внутри и
вне дома из опасения, чтобы ни одно из них не проглотило душу ребенка. По той
же причине все присутствующие в доме люди, включая роженицу, обязаны во
время родов держать свои рты закрытыми. На вопрос, почему они не закрывают и
свои носы, альфуры ответили, что через ноздри воздух втягивается и выпускается и
душа будет вытолкнута наружу до того, как успеет там поселиться.
Простонародные выражения в языках цивилизованных наций, такие, как «держать
сердце во рту» или «иметь душу на губах или в носу», показывают, насколько
естественной является мысль о том, что жизнь (или душа) может выскользнуть
через рот или через ноздри.
Часто душа представляется птицей, готовой улететь. Такое представление,
вероятно, оставило следы в большинстве языков и продолжает сохраняться в
качестве поэтической метафоры. Множеством странных способов это
представление о душе-птице проявляется у малайцев. Если душа готова взлететь
птицей, можно воспользоваться рисом как приманкой, чтобы либо помешать ей
улететь, либо возвратить из опасного полета. Например, на острове Ява, когда
ребенка впервые ставят на землю — этот момент кажется первобытным людям
особенно опасным,— его помещают в клетку для кур, и мать начинает кудахтаньем
созывать цыплят. Когда в Синтанге (округ на острове Борнео) кто-либо — будь то
мужчина, женщина или ребенок — падает с дерева и его приносят домой, жена или
другая родственница с максимальной поспешностью прибегает на место
происшествия и, разбрасывая там выкрашенный в желтый цвет рис, приговаривает:
«Кудах, кудах, душа! Такой-то снова у себя в доме. Кудах, кудах, душа!» После
этого она собирает рис в корзинку, приносит ее пострадавшему и, роняя зерна ему
на голову, повторяет: «Кудах! Кудах! Кудах! Душа!» Делается это, очевидно, с
целью вернуть птичку-душу на свое место в голову владельца.
Считается, что душа погруженного в сон человека на самом деле вылетает из тела
и посещает те места, видит тех людей и совершает те действия, которые видит
спящий. Например, когда бразильский или гвианский индеец пробуждается от
глубокого сна, он твердо убежден, что душа его взаправду охотилась, ловила рыбу,
рубила деревья или делала еще что-то привидившееся ему, в то время как тело в
неподвижности лежало в гамаке. Целое селение индейцев-бороро пришло в панику
и чуть не покинуло место своего обитания из-за того, что кому-то приснилось,
будто к ним украдкой приближаются враги. Один индеец племени макуши был
слаб здоровьем, и ему привиделось во сне, что хозяин заставил его волоком
поднять каноэ через каскад крутых водопадов. Следующим утром индеец горько
упрекал хозяина в бессердечии к бедному больному, которому всю ночь пришлось
тяжело работать. Индейцы Гран-Чако часто рассказывают самые невероятные
истории и выдают их за сущую правду. Поэтому несведущие европейцы
утверждают, что эти индейцы —лгуны. На самом же деле индейцы глубоко
убеждены в правдивости рассказываемого: ведь они не отличают сна от яви.
Отсутствие души во время сна чревато опасностями, поэтому если по какой-либо
причине душа надолго оторвется от тела, человек, лишившись своего жизненного
начала, умрет. У немцев бытует верование, согласно которому душа выскальзывает
изо рта'спящего в виде белой мыши или птички; преградить птице или животному
путь к возвращению — значит вызвать смерть спящего. Поэтому жители
Трансильвании утверждают, что не следует позволять ребенку спать с открытым
ртом; в противном случае душа его выскользнет в виде мыши, и ребенок никогда
не проснется. Задержаться душа спящего человека может по ряду причин. Она
может, к примеру, встретить душу другого спящего, и они подерутся. Если
гвинейский, негр утром просыпается с ломотой в костях, ему кажется, что душа
другого человека во сне поколотила его душу. Кроме того, душа может встретить
душу недавно умершего человека, и та увлечет ее за собой. Поэтому туземцы на
островах Ару не останутся в доме на ночь после того, как кому-то случится в нем
умереть, так как считается, что душа умершего еще пребывает в доме, и они
опасаются повстречаться с ней во сне. Далее, возвратиться в тело спящего человека
душе может помешать несчастный случай или прямое насилие. Если во сне даяку
привидится, что он упал в воду, ему кажется, что случай этот действительно
приключился с его душой; он посылает за колдуном, который сеткой ловит душу в
водоеме до тех пор, пока не поймает и не возвратит ее владельцу. Санталы
рассказывают такой случай. Одному уснувшему человеку очень захотелось пить, и
душа его в виде ящерицы покинула тело и вошла в кувшин с водой. Как раз в этот
момент владелец кувшина прикрыл его крышкой; поэтому душа не смогла
вернуться в тело, и человек умер. Пока друзья усопшего готовили его тело к
сожжению, кто-то открыл кувшин, чтобы набрать в него воды. Тут ящерица
выскользнула и возвратилась в тело, которое тотчас же ожило. Человек встал и
спросил друзей, почему они плакали. Те сказали, что считали его мертвым и
готовились сжечь его тело. Человек )бъяснил друзьям, что спустился в колодец за
водой, но выбраться оттуда оказалось делом трудным и он только что вернулся.
Тогда они все поняли.
Все первобытные народы соблюдают запрещение будить
пящего; ведь душа его отсутствует и может не успеть возвратиться, и человек, если
он проснется без души, заболеет. Еслн
•азбудить спящего абсолютно необходимо, делать это следует постепенно, чтобы у
души было время вернуться. Житель одного из островов Фиджи (Матуку), на
которого кто-то наступил во время сна, поднял истошный крик, умоляя свою душу
вернуться. Ему как раз снилось, что он был далеко, на острове Тонга, и он пришел