Бесплатная,  библиотека и галерея непознанного.Пирамида

Бесплатная, библиотека и галерея непознанного!
Добавить в избранное

цвет, заупокойные тексты на стенах внутренних помещений их пирамид.
Полагают, что стремление обеспечить себе заупокойный культ
магическими надписями внутри пирамиды возникло у фараонов, ощущавших
признаки распада Древнего царства и ненадежность существовавшего
заупокойного культа.
Свод всех заупокойных царских панихид Древнего царства получил
условное название "Тексты Пирамид"1.
Первый период междуцарствия и раздробленности Египта (2150-2040 гг.
до н. э.) породил новый канон заупокойных магических текстов,
предназначенных для местной знати и удельных правителей различных
округов-номов. Он получил наименование "Тексты Саркофагов"2. Эти тексты
содержат некоторое количество речений из "Текстов Пирамид", но в
основном состоят из сочинений жрецов того времени, как правило, в форме
диалогов.
Магические тексты, открывавшие умершему потусторонние обители и
сообщавшие ему, как правильно обрести бессмертие, начали записывать на
папирусе при фараонах Среднего царства (около 2010-1785 гг. до н. э.).
Со стенок саркофагов тексты панихид перешли на свитки папирусов,
которые клали внутрь гроба. Заупокойные
тексты Нового царства (1550-1070 гг. до н. э.), записанные на
папирусах, и получили наименование "Книга Мертвых"3.
"Книга Мертвых" включает древнейшие речения из "Текстов Пирамид",
речения со стенок саркофагов и речения жрецов заупокойного культа Нового
царства. Таким образом, свод "Книги Мертвых" создавался приблизительно с
по 1700 гг. до н. э., а ее окончательная редакция, дошедшая до
наших времен, относится к эпохе Саисской династии (663-525 гг. до н.
э.).
С учетом того, что традиционные заупокойные речения существовали в
устной и даже письменной форме задолго до их фиксации на стенах царских
пирамид, "Книга Мертвых" отражает развитие египетской заупокойной службы- первой половины I
тысячелетия до н. э. и является одной из самых
долгоживущих книг магического и божественного содержания в мире.
"Книга Мертвых" создавалась преимущественно в округах Среднего и
Нижнего Египта жречеством Абидоса, Панополя, Гермополя, Гераклеополя,
Мемфиса, Ге-лиополя, Бусириса и Буто. Фиванские жрецы не имели отношения
к ее созданию, так как имя Амона в ней прямо не упоминается.
"Книга Мертвых" разделяется приблизительно на четыре крупных раздела:
Первый раздел включает главы с 1 по 16, сопровождавшие шествие
погребальной процессии к некрополю,
молитвы о "выходе (умершего) днем" и гимны богам Ра и Осирису.
Второй раздел (главы 17-63) содержит описание обрядов "выхода
(умершего) днем" и возрождения его, победу над силами тьмы,
обессиливания врагов умершего, приобретения им власти над стихиями.
Третий раздел (64-129 главы) включает описание следующих обрядов,
сопровождавших "выход (умершего) днем": превращение умершего в божество,
приобщение его к Ладье Миллионов Лет, познание различных таинств,
возвращение в гробницу и Загробный Суд.
Четвертый раздел охватывает главы с 130 по 162, где описываются
магические обряды, имевшие целью обезопасить мумию, а также приводятся
поминальные тексты, прославляющие имя умершего. Эти речения читались в
течение года после смерти в определенные праздники и в дни подношения
даров умершему.
Со временем "Книга Мертвых" была вытеснена новыми заупокойными
сводами типа книги "Амдуат"4 ("[Книга] о том, что в Дуате"), "Книги
Врат" и т. п. Все они были начертаны на стенах царских скальных гробницXIII вв. до н. э. Заупокойная
литература Египта развивалась и позже,
в персидские, македонские, эллинистические и римские времена. Помимо
"Книги Мертвых" появилось немало более кратких и стройных заупокойных
книг, но авторитет "Книги Мертвых" сохранялся до времен Клеопатры,
Антония и Цезаря.
Результатом тысячелетних осмыслений погребальных обычаев, возникших
из-за стремления сохранить тело умершего поблизости от его родных и
близких, и медитативного познания сущности человеческого существа
является учение великих посвященных Египта о человеке.
Посвященные Древнего Египта считали, что человек - это многомерное
существо, которое имеет семь оболочек (из которых были поименованы
пять), соответствующих семи уровням его существования.
Первая оболочка человека (др.-егип. Сах) - его вещественное тело,
видимая часть человеческого существа. Она является лишь малой частью
того, что на самом деле представляет собой человек.
Главное назначение оболочки Сах - входить в соприкосновение и
взаимодействие с вещественным, телесным миром и действовать в нем. Для
этого она снабжена кожей, чувствительными нервами, мышцами, сухожилиями,
кровеносными сосудами и многим другим.
По состоянию и виду тела посвященный мог судить о состоянии остальных
оболочек человека. Чистый Сах здорового человека являлся следствием его
духовной чистоты. Пороки и недуги Сах считались следствием нечистоты
энергетических оболочек.
Чистое тело могло со временем загрязниться и стать ритуально
нечистым, а загрязненное тело могло быть очищено. Египетские посвященные
полагали, что за грязнения в духовных оболочках в конце концов проникают
и в вещественное тело, где проявляются в виде физических недугов.
Очистить Сах можно было употреблением более чистой пищи и питья,
проведением обрядов ритуального очищения при помощи воды, солей натрия,
воскурений, мазей, а также очищением духовных оболочек при помощи
молитв, заклинаний, гимнов и т. п.
Египтяне дорожили сохранностью тела умершего. Более всего они
заботились о сохранности головы - "седалища жизни". Обезглавливание и
сожжение считались в Египте страшной участью. Не менее отвратительным
представлялось быть растерзанным шакалами. Этого желали только врагам
богов.
Тело покойного тщательно омывали, очищали солями натрия, умащали и
бальзамировали. Первые, еще несовершенные попытки мумификации тел имели
место уже при царях первых династий (начало III тысячелетия до н. э.).
Чтобы подстраховать умершего на случай уничтожения его Сах, египтяне
устанавливали в гробницах портретные копии умершего из дерева и камня, в
которые при необходимости могли вселяться его энергетические оболочки.
Считалось, что боги также имеют Сах, то есть данное в ощущениях тело.
Помимо тел, созданных природой, боги стали пользоваться и оболочками,
изготовленными