Бесплатная,  библиотека и галерея непознанного.Пирамида

Бесплатная, библиотека и галерея непознанного!
Добавить в избранное

размышлял о них. Это (цитируя слова д-ра Дж. Р. Смайтиса из недавней
статьи в "Американском психиатрическом журнале") "дело крайне отличного от
других ментального отдела, не имеющего явной связи - эмоциональной или
волевой - с целями, интересами или чувствами имеющего к ним отношение
человека".
Вот в цитатах или сжатом пересказе сообщение Виера Митчелла о
визионерском мире, в который его перенес пейотль-кактус, являющийся
природным источником мескалина,
При входе в этот мир Митчелл увидел сонм "многочисленных звезд" и
нечто, напоминавшее "осколки цветного стекла". Их заменил собой
"стремительный поток белых светящихся точек", текущий через все поле
зрения. Затем последовали зигзагообразные линии очень яркой расцветки,
которые каким-то образом превратились в разбухающие облака еще более ярких
оттенков. Потом появились здания, а затем пейзажи. Тут была искусно
построенная готическая башня со статуями в дверных проемах и на каменных
консолях. "Пока я вглядывался, каждый выступающий угол, карниз и даже
каменные лица постепенно покрывались скоплениями того, что казалось
огромными драгоценными каменьями, но неограненными, некоторые из них
больше напоминали горы прозрачных плодов... Все, казалось, обладало неким
внутренним светом". Готическую башню сменила гора-утес непостижимой
высоты, колоссальный птичий коготь, высеченный в камне и нависающий над
бездной, затем последовало бесконечное развертывание разноцветных тканей и
дальнейшее рассыпание драгоценных камней. В конце концов, появилось
видение зеленых и пурпурных волн, разбивающихся о берег "мириадами огней
тех же оттенков, что и волны".
Любое мескалинное переживание, любое видение, возникающее при
гипнозе, уникально. Но все они узнаваемо принадлежат к одному и тому же
типу. Пейзажи, архитектурные сооружения, россыпи самоцветов, яркие и
запутанные узоры - они, в атмосфере сверхъестественного света,
сверхесте-ственного цвета и сверхъестественной значимости, суть вещество,
из которого создана страна антиподов разума. Мы не имеем понятия, почему
дело обстоит именно так. Приходится принимать этот грубый опытный факт,
нравится он нам или нет,- точно так же, как нам приходится принимать факт
существования кенгуру.
От этих фактов визионерского переживания давайте теперь перейдем к
сообщениям, сохранившимся во всех культурных традициях, об Иных Мирах -
мирах, населенных богами, душами умерших людей, человеком в его
изначальном состоянии невинности.
При чтении данных отчетов нас тотчас же поражает близкое сходство
между самопроизвольным или чем-то вызванным визионерским переживанием и
небесами или сказочными странами фольклора и религии. Сверхъестественный
свет, сверхъестественная насыщенность цвета, сверхъестественная значимость
- вот отличительные черты всех Иных Миров и Золотых Веков. И фактически во
всех случаях этот сверхъестественный значимый свет лучится на пейзаж (или
лучится из пейзажа) такой исключительной красоты, что ее не описать
словами.
Так, в греко-римской традиции мы находим прекрасный Сад Гесперид,
Елисейские Поля и прелестный остров Левку, на который был перенесен Ахилл,
Мемнон отправился еще на один светлый остров - где-то на Востоке. Одиссей
и Пенелопа путешествовали в противоположном направлении и наслаждались
бессмертием вместе с Киркой в Италии. Еще дальше на Западе находились
Острова Блаженных, впервые упомянутые Гесиодом, и даже в первом веке до Р.
X. Серторий настолько твердо верил в них, что собирался послать эскадру из
Испании на их поиски.
Сказочно прелестные острова появляются вновь в кельтском фольклоре, а
на другом краю мира - в японском фольклоре. А между Аваллоном на крайнем
Западе и Хорайсаном на Дальнем Востоке располагается земля Уттаракуру -
Иной Мир индусов. "Эта земля,-читаем мы в "Рамая-не",-омывается озерами с
золотыми лотосами, Там тысячи рек, покрытых лепестками цвета сапфира и
ляпис-лазури, а озера, блистательные как утреннее солнце, украшены
золотыми островками розовых лотосов. Страна повсюду покрыта самоцветами,
драгоценными каменьями и яркими коврами синих лотосов с золотыми
лепестками. Вместо песка ложе рек образуют жемчуг, самоцветы и золото, а
их осеняют златолиственные деревья, Эти деревья постоянно приносят румяные
плоды и благовонные цветы, и на них гнездятся мириады птиц",
Мы видим, что по изобилию драгоценных камней Уттаракуру напоминает
пейзажи мескалинного переживания, И эта характерная черта - общая
фактически для всех Иных Миров религиозной традиции, Любой рай изобилует
самоцветами или, по крайней мере, предметами напоминающими самоцветы, по
словам Виера Митчелла, "похожими на прозрачные плоды". Вот, например, Сад
Эдема по версии Иезекииля. "Ты находился в Эдеме, в саду Божием; твои
одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз,
хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд, и золото... Ты был
помазанным херувимом, чтоб осенять... ты,„ ходил среди огнистых камней".
Буддистский рай украшен сходными "огнистыми камнями". Так, Западный Рай
Секты Чистой Земли обнесен стенами из серебра, золота и берилла, там
имеются озера с берегами из самоцветов и множество светящихся лотосов, в
которых на престолах восседают бодхисаттвы,
Описывая свои Иные Миры, кельты и тевтоны очень мало говорят о
драгоценных камнях, но они могут немало сказать об еще одном, и для них в
равной мере чудесном веществе - стекле. У валлийцев была блаженная земля,
называвшаяся Инис-витрин - Стеклянный остров; а одно из названий
королевства мертвых у германцев - Гласберг, "Стеклянная гора", Это
напоминает о Стеклянном море в Апокалипсисе.
Большинство раев украшены строениями и, как воды, холмы и долины, эти
здания рас-драгоценными камнями. Мы все хорошо с Новым Иерусалимом. "Стена
его по-из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу.
Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями".
Сходные описания можно найти в эсхатологической литературе индуизма,
буддизма и ислама. Рай - это всегда место, сделанное из самоцветов, Почему
суть именно в этом? Те, кто думают о любой человеческой деятельности с
точки зрения социальных и экономических отношений, дадут примерно такой
ответ: "Драгоценные камни встречаются на Земле очень редко. Ими обладают
лишь немногие. Чтобы вознаградить себя за эти обстоятельства, глашатаи
охваченного бедностью большинства заполнили свои воображаемые небеса
самоцветами". Эта гипотеза "пирога на небесах", без сомнения, содержит в
себе зерно истины. Но ей не удается объяснить, почему вообще драгоценные
камни стали считаться драгоценными.
Люди тратили неимоверное количество времени, сил и денег на
нахождение, добычу и огранку этих разноцветных галек. Почему? Утилитарист