Бесплатная,  библиотека и галерея непознанного.Пирамида

Бесплатная, библиотека и галерея непознанного!
Добавить в избранное


Станислав Лем. Звездные дневники Ийона Тихого. Путешествие двадцать пятое




Станислав Лем. Звездные дневники Ийона Тихого.
Путешествие двадцать пятое.
Stanislaw Lem. Dzienniki gwiazdowe.
Podroz dwudziesta piata (1954)
___________________________________________
File from Sergey Grachyov
http://www.private.peterlink.ru/grachyov




ПУТЕШЕСТВИЕ ДВАДЦАТЬ ПЯТОЕ


Один из главных ракетных путей в созвездии Большой Медведицы
соединяет между собой планеты Мутрию и Латриду. Мимоходом он огибает
Таирию - каменистый шар, пользующийся у путешественников самой дурной
славой благодаря целым стаям каменных глыб, его окружающих. Местность эта
являет собою образ первозданного хаоса и ужаса; лик планеты едва
виднеется между каменных туч, в которых непрестанно сверкают молнии и
грохочет гром от сталкивающихся между собою глыб.
Несколько лет назад пилоты, курсирующие между Мутрией и Латридой,
стали рассказывать о каких-то чудовищных тварях, которые внезапно
выскакивают из клубящихся над Таирией кремнистых туч, накидываются на
ракеты, опутывают их длинными щупальцами и пытаются увлечь в свои мрачные
логовища. Сначала пассажиры отделывались испугом. Но вскоре разнесся
слух, что чудовища напали на одного пилота, который, надев скафандр,
совершал послеобеденную прогулку по обшивке ракеты. Было в этом немало
преувеличения, так как этот пилот (мой хороший знакомый) попросту облил
свой скафандр чаем и вывесил его за иллюминатор просушить, но тут
налетели странные, извивающиеся создания, сорвали скафандр и умчались.
Наконец на всех окрестных планетах поднялось такое возмущение, что
на Таирию была послана специальная разведывательная экспедиция. Некоторые
ее участники утверждали, что в глубине туч над Таирией живут какие-то
змеевидные, похожие на осьминогов существа; но это так и не было
проверено, и через месяц экспедиция, не отважившись углубиться в мрачные
лабиринты кремнистых туч, вернулась на Латриду ни с чем. Позже
отправлялись и другие экспедиции, но ни одна не дала результатов.
Наконец на Таирии высадился известный космический шкипер,
неустрашимый Ао Мурбрас с двумя собаками в скафандрах, чтобы поохотиться
на загадочных тварей. Через пять дней он вернулся один в состоянии
крайнего изнеможения. По его словам, невдалеке от Таирии из туманности
вдруг вынырнуло множество чудовищ, опутавших щупальцами и его, и собак;
но отважный охотник выхватил нож и, размахивая им наудачу, освободился от
смертельных объятий, жертвой которых стали, однако, бедные псы. На
скафандре Мурбраса, изнутри и снаружи, остались следы борьбы, а в
нескольких местах к нему прилипли какие-то зеленые обрывки, словно от
волокнистых стеблей. Ученая комиссия, тщательно исследовав волоконца,
признала их фрагментами многоклеточного организма, хорошо известного на
Земле, а именно Solanum Tuberosum, клубненосного растительного организма
с перисто-раздельными листьями, привезенного испанцами из Америки в
Европу в XVI веке. Это известие взбудоражило всех, и трудно описать, что
началось, когда кто-то перевел ученые выводы на обычный язык и оказалось,
что Мурбрас принес на своем скафандре стебельки картофельной ботвы.
Доблестный шкипер, глубоко уязвленный предположением, будто в
течение четырех часов он сражался с картошкой, потребовал, чтобы комиссия
отказалась от своего клеветнического заключения, но ученые ответили, что
не вычеркнут ни единого слова. Волнения сделались всеобщими. Возникли
движения картофелистов и антикартофелистов, охватившие сначала Малую, а
потом и Большую Медведицу; противники осыпали друг друга самыми тяжкими
оскорблениями. Все это, однако, побледнело в сравнении с тем, что
случилось, когда к спору подключились философы. Из Англии, Франции,
Австралии, Канады и Соединенных Штатов съезжались самые выдающиеся
теоретики познания и представители чистого разума, и результат их усилий
был поистине поразительным.
Физикалисты, исследовав вопрос всесторонне, заявили, что если тела А
и В движутся, то дело условности - говорить, движется ли А относительно В
или В относительно А. Так как движение - вещь относительная, с одинаковым
правом можно сказать, что человек движется относительно картофеля или же
что картофель движется относительно человека. Поэтому вопрос о том, может
ли картофель двигаться, становится бессмысленным, а вся проблема -
мнимой, то есть несуществующей.
Семантики заявили, что все зависит от того, как понимать слова
"картофель", "может" и "двигаться". Так как ключом является модальный
глагол "мочь", то его надлежит тщательно исследовать. Затем они
приступили к созданию Энциклопедии Космической Семасиологии, первые
четыре тома которой посвящались модальным значениям глагола "мочь".
Неопозитивисты заявили, что непосредственно нам даны не пучки
картофеля, а пучки непосредственных ощущений; затем они создали
логические символы, означающие "пучок картофеля" и "пучок ощущений",
построили специальное исчисление высказываний из сплошных алгебраических
знаков и, исписав море чернил, пришли к математически точному и,
несомненно, верному выводу, что 0==0.
Томисты заявили, что Бог создал законы природы, чтобы при случае
творить чудеса, ибо чудо есть нарушение законов природы, а где нет
законов, там и нарушать нечего. В данном случае картофель будет
двигаться, если на то будет воля Предвечного; но неизвестно, не уловка ли
это проклятых материалистов, стремящихся подорвать авторитет церкви, так
что нужно подождать решения Высшей Ватиканской Коллегии.
Неокантианцы заявили, что все вещи суть творения духа, объективному
познанию недоступные; если у вас появилась идея движущегося картофеля, то
движущийся картофель будет существовать. Однако это только первое
впечатление, ибо дух наш столь же непознаваем, как и его создания; так
что, значит, ничего не известно.

Скачать книгу: Звездные дневники Ийона Тихого [0.02 МБ]